К северу от Парфенона расположен Эрехтейон — двойной храм, посвященный Афине Полиаде — покровительнице города и Посейдону. С мифом о Посейдоне связан образ мифологического персонажа — Эрехтея, отсюда и название храма. Сооружение это — едва ли не самое своеобразное из всех памятников Древней Греции.
Небольшой по размеру храм имеет совершенно особую, асимметричную композицию, что было обусловлено рядом причин — постройкой храма на сильном скате почвы (падение с юга на север), наличием двух целл, необходимостью обеспечить вход в каждую из них. Основное внимание архитекторов было уделено стремлению придать композиции живой, индивидуальный, неповторимым характер — обеспечить постепенный обход сооружения (принцип «динамического» восприятия архитектуры), и, возможно, желанием сделать этот храм совершенно отличным, непохожим на соседний, огромный по размерам Парфенон.
Парфенон решен в дорическом ордере. Эрехтейон — в ионическом; Парфенон симметричен, Эрехтейон несимметричен.
Знакомство с Эрехтейоном начинается с Пропилеи. Сперва зритель видит портик кариатид. Чудесная его пластика привлекает особое внимание. Зритель подходит к скульптурам, любуется ими и далее направляется вдоль гладкой южной стены, завершенной тонко исполненным беломраморным фризом на фоне черного мрамора. Далее раскрывается легкая, гармоничная композиция восточного фасада с входом в целлу Афины.
Правее восточного портика с определенного расстояния становится видна боковая сторона северного портика. Следует спуск по лестнице. В глубине портика зритель видит прекрасный портал — вход в пронаос целлы Посейдона. Очень просто оформленный, украшенный лишь наличником с сандриком, он являлся на протяжении веков образцом решения парадных дверей монументальных сооружений. Композиция его была использована во многих зданиях эпохи Возрождения и периода классицизма.
Таким образом, Акрополь — сложный архитектурно-пространственный комплекс, организованный на началах объемно-пластического равновесия и максимального учета и использования окружающей природы. Принципы построения планировочной композиции, последовательно развернутые в ансамбле Акрополя и в других сооружениях Греции V века до н.э., обогатили мировую архитектуру, не утратив своего значения и по сей день.